Конспект урока «Плоды и семена»

Урок биологии в 6 классе

«Плоды и семена»

От доброго семени — добрые всходы


Цель: изучить строение плодов и семян.


Задачи: Образовательные — познакомить с разнообразием плодов и семян.

Воспитательные – продолжить формировать умение работать с натуральными объектами.

Развивающие – научить сравнивать, анализировать и делать выводы.


Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.


Методы изучения: частично-поисковый, проблемный.


Структура урока:

1. Актуализация знаний.

2. Особенности плодов и семян двудольных растений.

3. Особенности строения плодов и семян однодольных растений.

4. Выделение двух групп растений на основе признаков строения семян.

5. Закрепление. Обобщение. Итоги урока.


Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли и зерновки пшеницы, препаровальные иглы, ручная лупа, гербарные экземпляры растений фасоли, пшеницы, таблицы «Строение и прорастание семян пшеницы и фасоли», дидактические карточки, компьютерный диск «Плоды и семена», проектор, компьютер


Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте ребята. Сегодня нам предстоит познакомиться со строением семян, разнообразием плодов, которые встречаются в природе.

Созревший плод – сам падает на землю.
Закономерность в том, начало и конец.
Конец для плода, для семян – начало,
Круговорот природы и её венец.

На древе жизни всякое бывает,
Случайный фактор многое решит.
И плод, по жизни, ветер укачает…
Червяк и тля, и прочий паразит.

Врагов так много, а плодов так мало,
И хочется созреть, и уцелеть –
Чтоб семя спелое на землю пало,
Задача не проста – успеть…

Из зёрнышка – пустить росток зелёный,
Налиться силой, распустить бутон
И зацвести, чтоб аромат влюблённый –
Пошёл волнами, и со всех сторон…

Спешили удивиться чуду
И опыляли – кто как мог…
Как совершенную причуду,
Которую придумал бог.

Бутон закрылся, плод оберегая –
В нём сила матери любой.
Известна истина простая –
Дитя, есть плод любви самой…

И мать отдаст ему все силы,
Чтоб он созрел и уцелел…
Но всё на свете так не вечно,
Всему на свете есть предел.

Созреет плод, все силы отнимая
У той, что всё успела и смогла…
И увядает, понимая –
Что будет жить её дитя…

Прежде чем приступить к новой теме, мы проведем проверку домашнего задания. Мы проведем с вами биологический диктант. Прошу приготовить листочки для записи ответов на мои вопросы, внимание, приготовились, слушаем первый вопрос. Учитель читает вопросы ученики записывают ответы (опрос 5мин)

А) Побегом называют стебель с расположенными на нем…

предполагаемый ответ учащихся указан в скобках (листьями и почками).

Б) На верхушке побега обычно имеется….. (верхушечная почка).

В) Почки бывают листовые и (цветочные).

Г) Видоизмененный побег….(цветок)

Д) Расстояние между двумя соседними узлами….(междоузлие)

Е) подчеркните слово, которое не означает вегетативной части побега

А)вецкто б)слит в)бсьлете г) чокап (а)- это цветок

Учитель: Ребята если вы выполнили задание, поменяйтесь листочками друг с другом, проверьте и поставьте соседу по парте оценку. Пять (все вопросы написаны правильно) 4- одна ошибка 3- 2 ошибки ( проверка 2минуты)

Учитель:

Оценки, которые вы заработали будут выставлены в классный журнал..

Объяснение нового материала (8минут)

Сегодня наша задача состоит познакомиться с плодами, которые как указывалось в вашей работе развиваются из цветка после оплодотворения.

Конечным этапом развития цветка, как генеративного органа, является образование плода.

— По образному выражению американского ботаника А. Имса, плод – это «зрелый цветок». – Огромное разнообразие плодов, ровно как и цветов, стеблей, является результатом длительной эволюции, адаптации, то есть приспособления к условиям существования.

http://cde.sipkro.ru/teacher/file.php/715/Urok_biologii_v_6_klasse.ppt



Плоды бывают:

1. Сухие

2. Сочные.

1. Семянка, зерновка, коробочка, желудь, орех, боб, стручок, крылатка.


2. Костянка, ягода, тыквина, яблоко, померанец. ( учитель демонстрирует таблицу на доске, спроецированную с помощью компьютера)


Плоды могут быть простые, сложные, сборные. Функция плодов — это защита семян и их распространение.

Физкультминутка. (2минуты)

(Как мы усвоили знания о плодах?) Учитель предлагает ребятам встать со своего места и при названии сухих плодов руки поднять вверх, а когда учитель называет сочные, то ученики разводят руки в стороны. Побеждает ученик, который правильно ответил на все вопросы

Учитель продолжает рассказ:

Зрелые семена различаются по форме, величине, окраске, внутреннему строению (ученики рассматривают предложенные учителем коллекции плодов и семян), работа с дидактическими картинками на доске. К доске вызывается ученик, который на картинках показывает типы плодов и называет их.

Ученик выступает с сообщением: А знаете ли вы, что (3 минуты)

Самые мелкие семена у паразитирующих растений. А самые крупные семена у сейшельской пальмы, они достигают 50 см в диаметре и весят 15-20 кг.

Масса драгоценных камней измеряется в каратах. Название происходит от названия дерева Caratina silikva, растущего в аравийской пустыне, косточка которого весит ровно 0,2 г. Ювелиры древности пользовались точным весом этих косточек и использовали их в качестве гирек для весов. Спасибо за внимание.

Учитель:

Основными структурными частями зрелого семени являются: семенная кожура, питательная запасающая ткань и зародыш.

Зародыш состоит из:

А) зародышевый корешок;

Б) почечки;

В) Зародышевый стебелек;

Г) Семядоли.

Зерновка пшеницы является не семенем, а плодом. Но ткани в зерновке представлены лишь пленчатым наружным слоем и очень плотно срослись с семенной кожурой, все остальное от зерновки – это семя. (демонстрируется схема на доске). Сейчас мы проведем лабораторную работу и запишем результат в тетрадь. ( 10 минут)


Лабораторная работа

«Строение семян».


Цель: изучить строение семян двудольных и однодольных растений на натуральных объектах. Определить различные функции семян.


Оборудование: на каждом столе ванночки с набором семян фасоли и пшеницы (по два сухих и два набухших семени фасоли, целые и разрезанные зерновки пшеницы), проростки фасоли, проростки пшеницы, препаровальные иглы, ручные лупы. Инструкционная карта раздается каждому ученику



Задание для работы:


1. Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли и пшеницы.

2. Снимите семенную кожуру фасоли. Какова ее роль для семени? (ответ учеников защитная)

3. Попробуйте снять покров с зерновки пшеницы. Что вы снимаете? Почему это не удается? (семенная кожура срастается с околоплодником)

4. Рассмотрите строение зародыша фасоли и пшеницы на разрезе.

5. Сравните проростки фасоли и пшеницы. (у фасоли две семядоли у пшеницы – одна)

6. Сделайте вывод и запишите в тетради с печатной основой. ( Семя -зачаточное растение, содержит стебелек, корешок и почечку)


Закрепление. (3 минуты)

Ученики задают вопросы друг другу, работая в парах

1. Что называют семенем? (зачаточное растение)

2. Что входит в состав семян? ( Семенная кожура, почечка, стебелек, корешок)

3. Какие сочные плоды вы знаете? (костянка, ягода, померанец, яблоко, сборная сочная ложная семянка, тыквина)

4. Назовите сухие плоды. ( коробочка, крылатка, летучка, боб, стручок, струночек, желудь, зерновка, орех)

5. Чем семена однодольных отличаются от семян двудольных?

(у однодольных одна семядоля, у двудольных – две)

6. Какие условия необходимы для прорастания семян? ( вода, тепло, воздух)

Загадки загадывают ученики, которые специально их приготовили для открытого урока (5 минут)

1 ученик На зеленых ветках

Детки лысые в беретках.

Без боязни спрыгнут с веток –

Очутятся без береток.

У кудрявого их папы

Ни беретки нет ни шляпы. (желуди)

2. Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке, Заглянешь в середину –

Увидишь сердцевину

Из плодов он тверже всех,

Называется….(орех)

3. Выкинем – не обеднеем,

Соберем – разбогатеем. (Зерно).

4. Солнце жжет его макушку,

Хочет сделать погремушку. (мак)

5. Плод душистый и пушистый,

А середка плода, словно камень,

тверда. (персик)

6. Алый цвет, медовый вкус,

Съел до корки весь….(арбуз).

7. Весь в пупырышках малец-

Изумрудный … (огурец).

8. В старой сказке овощ этот,

Стал для Золушки каретой. (тыква).

Назовите, к каким типам плодов относятся растения о которых говорится в загадках.

Учитель: Сегодня мы проделали большую работу, за которую я поставлю, заработанные на уроке оценки в классный журнал. Очень большое внимание плодам уделяли русские художники, репродукции картин которых представлены перед вами. Искусство отображает через эти полотна любовь к природе и прекрасному, говорит о изобилии прекрасных плодов человеческого труда, выращенных им и воспетых в картинах русских художников. Кем написана картина «Девочка с персиками» (дома постарайтесь поинтересоваться в интернете кто автор картины)- задание для любознательных.

Итог урока. (2 минуты)


Домашнее задание. Составить кроссворд по теме: «Плоды и семена».

Несколько дифференцированных заданий различной степени сложности, предлагаются учителем для работы дома. Желаю успеха!


Плоды и семена, их распространение.


Вариант 1.

1. Плод – ягода у:

а) вишни в) крыжовника

б) сливы г) черемухи

2. Плод – костянка у:

а) дуба б) томата

в) смородины г) персика

3. На перегородке плода семена расположены у:

а) фасоли в) репы

б) гороха г) акации

4. После созревания свои семена разбрасывает:

а) томат в) бузина

б) акация г) череда

5. Распространяются ветром плоды:

а) клена в) дуба

б) бузины г) кокоса




Вариант 2


1. Плод – коробочка у:

а) мака в) подсолнечника

б) лещины г) капусты

2. Плод – семянка:

а) ячменя в) редиса

б) подсолнечника г) дуба

3. Сочный плод с большим количеством семян называется:

а) ягода в) костянка

б) коробочка г) семянка

4. Околоплодник срастается с семенной кожурой у:

а) зерновки в) ореха

б) семянки г) боба

5. Околоплодник – это видоизменение:

а) цветоложа в) чашечки

б) стенок завязи г) семени








Вариант 3

1* Переставьте правильно буквы в словах и впишите рядом названия плодов.


Чтсроку

Анстякок

Дельуж

Яадог

Хрео

Шкорее

Ямкнеса

Орказвен

боркачоок

околяб


2. Подчеркните лишнее:

А) ягода;

Б) костянка;

В) семянка;

Г) пыльца;

Д) зерновка.
































Приложение к уроку

Завязь пестика после опыления и оплодотворения превра­щается в плод, внутри которого развиваются семена. Плодо­листики, образующие стенки завязи, превращаются в околоплод­ник— стенки плода. Плоды имеют большое значение в жизни растений: они защищают семена в период их созревания от внешних неблагоприятных условий, у некоторых видов (дуба, липы, лещины)—в период покоя семян, а также способствуют распространению семян.

У цветка, имеющего один пестик, из его завязи образуется один п р о с т о й

п л о д (мак, вишня), имеющего несколько пес­тиков — сложный плод (пион, лютик). Сложный плод сле­дует отличать от соплодия. Плод образуется всегда из завязей одного цветка, соплодие — группа плодов, образующихся из группы цветков — соцветия. Например, початок кукурузы — со­цветие, а все плоды данного початка образуют соплодие, плоды сережки березы также образуют соплодие.

Плод, образующийся из верхней завязи, называется настоя­щим, или

в е р х н и м. Он развивается только из стенок завязи (липа, орешник). Плод, развивающийся из нижней завязи, назы­вается ложным, или нижним. Его стенки образуются из стенок завязи и из сросшегося с ними цветоложа (смородина, яблоня, крыжовник). На верхней части таких плодов обычно видны остатки засохшего околоцветника.


Рис. 1 . Типы плодов:

а — семянка гречихи; 6 —листовка; в — боб; г — стручок; д — крылатый стручок; е — коробочка, раскрывшаяся створками; ж —двусемянка; з — коробочка с дырочками; и — коробочка с крышечкой; к — костянка; / — внешний слой; 2 — внутренний; 3 — средний

При созревании плода стенки могут терять влагу, образуя сухие плоды (дуб, вяз), или накапливать влагу, и тогда образу­ются сочные плоды (вишня, виноград). Сухие плоды бывают с одним семенем, нераскрывающиеся, или многосеменные, рас­крывающиеся при созревании разными способами и рассыпаю­щие семена. Среди многосеменных встречаются и дробные плоды, которые не раскрываются, а распадаются на части. Се­мена при этом отделяются окруженными частью околоплодника (двусемянка клена, укропа).

Различают четыре типа многосеменных сухих плодов (рис. 1).

Листовка — плод, развивающийся из пестика, образован­ного одним плодолистиком. Раскрывается такой плод по месту срастания краев плодолистика. Листовки бывают простые (жи­вокость) и сложные (пион, магнолия).

Боб — плод, развивающийся также из пестика, образован­ного одним плодолистиком, но раскрывающийся по двум швам двумя створками, семена прикреплены к стенкам плода (акация желтая, горох).

Стручок—по внешнему виду очень похож на боб, так же раскрывается по двум швам створками, но развивается из пе­стика, образованного двумя плодолистиками, и в середине всегда имеет перегородку, к которой прикреплены семена. При созрева­нии стручка створки опадают и семена хорошо видны на остав­шейся перегородке (у капусты, сурепки). Короткий плод на­зывают стручочком (пастушья сумка, ярутка).

Коробочка — плод, развивающийся из пестика, образован­ного двумя или несколькими плодолистиками, и раскрывающийся по-разному: створками (у тополя, бересклета), зубчиками (у гвоз­дики, звездчатки), дырочками (у мака), крышечкой (у белены).
Имеются четыре типа односеменных сухих плодов.

Зерновка — плод с околоплодником в виде пленки, плотно прирастающей к семени. Зерновка характерна для всех злаков. То, что принято называть семенами ржи, овса, пшеницы, морфо­логически является плодом.
Семянка — плод, развивающийся из пестика, образован­ного одним или двумя плодолистиками с кожистым околоплод­ником, не срастающимся с семенем (у березы, ясеня, вяза). Примером сборной семянки служат плоды лютика, ветреницы.

Орех — имеет сходное строение с семянкой, но отличается прочным деревянистым околоплодником, не срастающимся с се­менем (у орешника). Мелкие плоды такого типа с менее твер­дым околоплодником называют орешками (у граба, липы).

Желудь —сухой, нераскрывающийся односеменной плод с плотным кожистым околоплодником, развивающийся из пе­стика, образованного тремя плодолистиками. У основания плода сросшиеся чешуйки образуют плюску в виде чашечки (у дуба) или коробочки (у бука, каштана съедобного).

Сочные плоды также делятся на односеменные и многосе­менные.

Костянка — сочный односеменной плод с хорошо различи­мыми тремя слоями: наружный тонкий, в виде окрашенной ко­жицы, средний сочный или мясистый содержит сахаристые ве­щества, внутренний очень твердый, покрывает само семя (у вишни, сливы, черемухи). У некоторых видов (малина, костя­ника, ежевика) образуется сборная костянка.

Ягода — многосеменные сочные плоды, у которых сочными становятся средний и внутренний слои и в них находятся семена (у винограда, ландыша, помидора).

Многие из описанных типов плодов могут быть и ложными, если образуются из нижней завязи с участием цветоложа. На­пример, ложная коробочка колокольчика, ложная семянка под­солнечника, одуванчика, ложный ягодовидный плод смородины, клюквы, черники, огурца, арбуза. На вершине этих плодов видны остатки околоцветника, что указывает на образование их из нижней завязи. Ложные плоды яблони, груши, рябины, боя­рышника выделяют в группу яблоковидных. . Стенки завязи у них также плотно срастаются с разрастающимся цветоложем, об­разуя сочную мякоть плода. Своеобразно строение плода земля­ники. Ее цветок имеет много пестиков (сложный пестик), кото­рые превращаются в многочисленные мелкие, сухие плодики — семянки. Все плодики одного цветка образуют сложную семянку. При созревании плодов цветоложе разрастается, становится мясистым, сочным, съедобным, неправильно называемым ягодой.

Морфология семян и всходов

Основной частью семени является зародыш — зачаток но­вого растения. Снаружи семя покрыто кожурой, защищающей его от неблагоприятных внешних воздействий. У некоторых ра­стений в семени кроме зародыша имеется особая ткань с запа­сом питательных веществ — э н д о с п е р м. Если во время разви­тия зародыша запас питательных веществ откладывается в его первые листья, то семя образуется без эндосперма. В созревших семенах зародыш — маленькое растение, находящееся в состоя­нии покоя; зародыш состоит из зачатка корешка, переходящего в зачаток стебля, на вершине которого находится точка роста, окруженная зачатками листьев,— почечка. Первые листья за­родыша называются с е м я д о л я м и. Число семядолей различно. По их числу семена делятся на однодольные, двудольные и мно­годольные.

У прорастающего зародыша — всхода, или проростка, раз­личают еще корневую шейку — место перехода корня в сте­бель; подсемядольное колено — участок стебля от кор­невой шейки до семядолей; над семядольное колено — участок стебля от семядолей до первых нормально развитых листьев.

Строение многодольных семян рассмотрим на примере сосны кедровой сибирской (рис. 2). Ее семена, называемые непра­вильно кедровыми орешками, имеют овальную форму и покрыты двойной кожурой, наружной — деревянистой и внутренней — тон­кой/ пленчатой, плотно облегающей белую ткань эндосперма с запасом питательных веществ в виде растительных масел. В се­редине эндосперма лежит зародыш длиной 2—3 мм (хорошо за­метный без лупы), состоящий из зачатков корешка, стебелька и почечки, окруженной восемью—десятью семядолями в виде ма­леньких зубчиков.

При прорастании семени сосны кедровой сибирской первым наружу пробивается корешок, снабжающий в дальнейшем всход влагой. Затем удлиняется подсемядольное колено до 2—4 см и стебелек выносит на свет почечку с позеленевшими семядолями, на которых первое время еще удерживаются остатки эндосперма и кожура семени. В дальнейшем кожура спадает и зеленые се­мядоли становятся первыми хвоинками, выполняющими функции листьев. Позже появляются новые хвоинки, и через год семядоли отмирают (рис. 2). Такое строение семян, и всходов имеют все хвойные деревья. Число семядолей у них разное: у пихты че­тыре-пять, у ели и сосны от четырех до десяти.

Двудольные семена бывают с эндоспермом и без эндосперма. Примером первых могут служить семена липы. Они развиваются в плодах-орешках. Семя покрыто тонкой темной кожурой, под которой находится маслянистый эндосперм. Маленький зародыш, окруженный эндоспермом, состоит из зачатка корешка, стебелька, почечки и двух загнутых семядолей (рис. 17). Прораста­ние семени начинается с корешка, затем вытягивается на 4— 5 см подсемядольное колено, и стебель выносит семядоли на свет. Они разрастаются, становятся пальчатололастными, зеле­неют и выполняют основные функции листьев, но по форме резко отличаются от цельных листьев липы и всегда расположены супротивно (рис. 17). Позже трогается в рост почечка, нарастает надсемядольное колено стебля и развиваются нормальные цель­ные листья. Семена с эндоспермом имеет ясень, из травяни­стых— мак, гречиха.











Рис. 2. Строение семян (вверху): с эндоспермом:

а — сосны кедровой сибирской; б —липы; в — ясеня; без эндосперма: г — фасоли (1 — кожура; 2 —эндосперм; 3 — зародыш; 4 — корешок; 5—стебелек; б— семядоли).

Строение всходов (внизу):

д — сосны; е — липы; ж — дуба (1 — семядоли; 2 — стебель; 3 — корень; 4 — корневая шейка; 5 — подсемядольное колено; 6— надссмядольное колено; 7 — остатки околоплод­ника желудя, закрывающие семядоли; 8 — листья)

Примером двудольных растений с семенами без эндосперма может служить фасоль. Крупные семена фасоли покрыты плот­ной кожурой, на которой видны рубчик — место прикрепления семяножки, и маленькое отверстие — пыльцевход, через которое прорастает корешок. Под кожурой находится зародыш, состоящий из зачатка корешка, зачатка стебля с двумя семядолями, и по­чечки с зачатками листьев. Запас питательных веществ находится в крупных толстых семядолях, которые не похожи на обычные листья фасоли. При прорастании семени первым начинает расти корешок, затем почечка, за счет которой вытягивается надсемя­дольное колено стебля и на нем развиваются листья. Растущее подсемядольное колено выносит на поверхность семядоли, они зеленеют и некоторое время фотосинтезируют, но вскоре завя­дают и отмирают. У гороха семядоли также богаты питатель­ными веществами, но подсемядольное колено у всходов не вы­тягивается и семядоли остаются в почве. Такое же строение имеют всходы дуба и орешника. У них семядоли остаются в земле, не освобождаясь от кожуры и даже от стенок плода (рис. 17,ж). У бука семена без эндосперма и запас питательных веществ находится в семядолях, но всходы развивают подсемя­дольное колено. Семядоли выносятся на свет, зеленеют и в них, как и в обычных листьях, происходит фотосинтез.

Примером семян однодольных растений может служить семя пшеницы (рис. 18) или кукурузы. Оно состоит из зародыша и эндосперма, занимающего большую часть семени, содержащего запасы крахмала. Наружные слои эндосперма содержат белки (в алейроновых зернах). Зародыш состоит из зачатка корешка, стебелька, одной крупной семядоли и почечки с зачатками ли­стьев. Вторая, неразвитая семядоля имеет вид маленькой че­шуйки. Большая семядоля у злаков в форме щитка плотно при­касается к эндосперму. Ее функция — растворять и всасывать питательные вещества эндосперма, поэтому поверхность семя­доли покрыта всасывающими клетками. Все семя покрыто то­ненькой пленчатой кожурой, которая вместе с пленчатым около­плодником плотно прирастает к эндосперму. Плоды злаков — зерновка. Из прорастающего семени первым растет корешок, затем стебелек и почечка, прикрытая листьями. Щиток и эндо­сперм остаются в земле, а питательные вещества расходуются на рост зародыша. Однодольные семена имеют все злаки, лук, чес­нок, ландыш.

Рис. 3. Строение семени пшеницы (продольный срез):

/ — околоплодник; 2 — кожура семени; 3 — алейроновый слой; 4 — крахмалистая часть эндосперма; 5 —бороздка; 6 ~ листья зародыша; 7 — стебель и 8 — корень зародыша; 9 — щиток (семядоля); 10 — всасывающая часть щитка; 11 — корневое влагалище; 12 — чешуйка—зачаток второй семядоли
Размеры семян очень разнообразны и не зависят от размеров самого растения. Так, высота взрослых деревьев ели и сосны кедровой сибирской одинакова, а семена последней намного крупнее семян ели. По высоте осина и дуб мало различаются, но семя дуба весит около 3 г, а 6 тыс. семян осины весят лишь около 1 г. Самые мелкие семена в наших лесах у ночных фиалок и грушанок — в 1 г их насчитывается около500 тыс. 3ародыш в них состоит всего из нескольких клеток.

У древесных растений иногда образуются плоды без семян, так как они развиваются без оплодотворения. Это явление на­зывается партенокарпией. Такие сорта мандарин, вино­града высоко ценятся в плодоводстве и их размножают вегета­тивно. Партенокарпические плоды образуются и у некоторых лес­ных древесных растений (березы, клена, осины, вяза). У березы при неблагоприятных погодных условиях во время цветения, мешающих опылению, образуется до 80 % плодов без семян.

У лиственницы и других хвойных иногда образуются семена внешне нормальные, но пустые, без зародыша. Это явление называется партеноспермией и вызывается недостаточ­ным опылением. Эти отклонения сильно ухудшают качества се­мян древесных растений и должны учитываться при посеве их в питомниках.

Трудно переоценить значение плодов и семян в жизни чело­века. С давних времен человек питался ими, собирая с дикора­стущих растений. Со временем наиболее ценные виды начали выращивать в культуре, улучшая их качества. Сейчас плоды зер­новых культур — пшеницы, ячменя, риса, ржи и др.— один из основных продуктов питания людей. Также широко применяются в пищу плоды овощных культур (огурцы, помидоры и др.), пло­дово-ягодных культур — ягоды и фрукты, масличных культур (подсолнечник, лен, конопля). Семена и плоды лекарственных растений используются в медицине (облепиха, мак, горчица). Незаменимым сырьем для текстильной промышленности служат плоды хлопчатника.


Исключительное значение среди растений, культивируемых человеком, имеют растения ссухими плодами: зерновками (у злаков), бобами (у бобовых), семянками (у некоторых масличных) и т.д.

Сухие плоды и семена к моменту созревания содержат в среднем всего 10-15% воды, на долю сухих веществ приходится 85-90%. Они представлены углеводами, белками, жирами – веществами, которые определяют энергетическую и строительную функции пищи.

Плоды злаковых, семена бобовых и масличных культур хорошо сохраняются, тогда как остальные продукты растительного и животного происхождения могут быстро портиться.

Поэтому естественно, что человек с незапамятных времен начал использовать плоды злаков, семена бобовых и масличных растений в пищу, скармливать их животным.

Морфология плодов и семян – это учение об их внешнем строении, форме, топографическом (пространственном) расположении и соотношении частей.

Анатомия плодов и семян изучает внутреннее микроскопическое строение тканей, из которых состоят целые плоды и семена и их отдельные части.

Морфология и анатомия плодов и семян составляют важную сторону технологической характеристики зерна. Морфологические (бородка, бороздка, величина петли, форма зерна) и анатомические (стекловидность и мучнистость, строение зародыша) признаки оказывают большое влияние на процесс переработки зерна. Бороздка, например, усложняет дробление зерна и выделение из него частиц эндосперма. По этой причине зерно ржи, имеющее более глубокую бороздку, чем зерно пшеницы, перерабатывать труднее.

Зародыш, ткани которого богаты жиром, при механическом воздействии с трудом поддается дроблению, легко образуя пластинчатые структуры.

Зерна округлых форм дают большие выходы готовой продукции, чем зерна продолговатые и т.д.

Как известно, формирование и развитие зерна начинается с момента оплодотворения цветка. После оплодотворения цветка семяпочка, развиваясь, превращается в семя, а вся завязь – в плод.

Плоды хлебных злаков сухие, т.е. высыхающие при созревании, разделяются на истинные и ложные, нераскрывающиеся и раскрывающиеся.

Истинными называют плоды, в образовании которых принимала участие только завязь. К истинным плодам относятся зерновка пшеницы, ржи, кукурузы, семянка подсолнечника.

Ложными называют плоды, в образовании которых, кроме завязи, принимали участие другие части цветка. К ложным плодам относятся плоды пленчатых культур, содержащие цветковые пленки, семена ячменя, овса.

Нераскрывающиеся плоды готовы к посеву в целом виде после созревания. К ним относятся:зерновка злаков – сухой односемянный плод, у которого семя срастается со стенками завязи, превращающимися в околоплодник или плодовые оболочки (плод пшеницы, ржи); семянка – сухой односемянный плод, у которого семя не срастается со стенками завязи, а свободно лежит в одревесневшей завязи (плод подсолнечника, сафлора); орех – такой же плод, как семянка, но с более крепкой и одревесневшей оболочкой (плод гречихи, клещевины, конопли).

Раскрывающимися называют плоды, которые при созревании растрескиваются и разбрасывают семена.

К раскрывающимся плодам относятся: боб – одногнездный многосемянный плод (иногда односемянный), раскрывающийся по двум продольным створкам, часто при этом скручивающимся (горох, бобы, люпин, нут, чина, соя, чечевица, фасоль); стручок –многосемянный двугнездный плод с продольной перегородкой, к которой прикрепляются семена (горчица, рапс); стручочек имеет то же строение, что стручок, но длина его лишь немного превосходит ширину (рыжик); коробочка – многосемянный одногнездный или многогнездный, раскрывающийся путем растрескивания плода (встречается у семейства маковых – мак).


































ГБОУ СОШ села Русская Борковка







Урок биологии в 6 классе




Тема: «Плоды и семена»





Учитель: Варламова Е.А.


2013– 2014учебный год.




























17


Конспект урока Плоды и семена можно скачать бесплатно и без регистрации. Данный конспект является лучшим материалом по предмету: Биология. При создании конспекта были использованы материалы из открытых источников. Скачайте конспект бесплатно.

Целевая аудитория: 11 класс

Категория: Биология

Размер: 0.15 Мб.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравился материал? Поделитесь с друзьями и коллегами:
PPTSTORE.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: